|
|
Владимир Кудинов, кандидат юридических наук Уральская кузница профессионалов границыПраво уважать! Правовое воспитание как способ формирования антикоррупционного правосознания. В условиях широкого распространения правового нигилизма и глубокой деформации правового сознания граждан Российской Федерации, выразившихся в восприятии коррупции как традиционно нормального явления, большое значение приобретает целенаправленная деятельность по воспитанию уважения к нормам права антикоррупционного содержания, привитию негативного отношения к коррупции. Решить такую задачу в органах безопасности и сформировать высокий уровень антикоррупционного правосознания сотрудников способно правовое воспитание. В соответствии с Приказами ФСБ России одной из основных задач структурных подразделений органов безопасности и должностных лиц является участие в правовом воспитании. Основной результат правового воспитания видится в подготовке сотрудника органа безопасности, для которого неприятие коррупционного поведения и борьба с коррупционными проявлениями превращаются в устойчивую моральную установку личности. В настоящее время целостная система правового воспитания по формированию антикоррупционного правосознания у курсантов (слушателей) образовательных организаций ФСБ России активно вырабатывается на законодательном и теоретическом уровне. Этой проблематике посвящены научные публикации Академии ФСБ России, Пограничной академии ФСБ России, Московского пограничного института ФСБ России и др. На основе существующих научных разработок проблем правосознания, правовой культуры и правового воспитания, с учетом специфики коррупции как социального, психологического, политического и экономического явлений, а также с учетом особенностей службы в органах безопасности в Курганском пограничном институте ФСБ России разрабатывается система правового воспитания по формированию антикоррупционного правосознания у курсантов (слушателей). Цель правового воспитания, на наш взгляд, состоит в достижении того, чтобы курсанты (слушатели) знали, точно и неуклонно соблюдали требования законодательства Российской Федерации и правовых актов ФСБ России, направленных па противодействие коррупции в обществе и органах безопасности. К задачам правового воспитания предлагается относить следующее: – вооружить знаниями о коррупции как об опасной социальной проблеме, о сущности антикоррупционной политики и содержании антикоррупционного законодательства; – распространить и привить антикоррупционные правовые идеи и взгляды; – преодолеть неуважительное отношение к требованиям норм права антикоррупционного содержания; – привить навыки и привычки антикоррупционного правомерного и социально активного поведения; – привить чувство нетерпимости к любым коррупционным проявлениям и правонарушениям; – сформировать личность, ставящую на первое место интересы государства и общества, которая ни в какой ситуации не пренебрежет требованиями законодательства в корыстных и иных личных целях; – укрепить законность, дисциплину и правопорядок в подразделениях; – повысить уровень патриотизма, правовой культуры и правосознания в целом, развить чувство долга и ответственного исполнения общих, должностных и специальных обязанностей. Особая роль в формировании антикоррупционного правосознания сотрудников принадлежит подразделениям воспитательной работы, кадров и юридическим подразделениям (юрисконсультам), на которые возложена функция по организации правового просвещения сотрудников органов федеральной службы безопасности в сфере противодействия коррупции. Для решения задач правового воспитания необходимо соблюдать некоторые принципы деятельности, к которым, на наш взгляд, относятся следующие: – научная обоснованность. В своей практической деятельности по осуществлению правового воспитания необходимо опираться на разработки и достижения науки в рассматриваемой сфере. Любая правовоспитательная работа должна быть тщательно продумана и организована; – гуманизм. Высокая требовательность к сотрудникам должна сочетаться с уважением их личного достоинства, доверием и заботой о них; – практическая направленность. Содержание мероприятий по формированию антикоррупционного правосознания должно опираться на практический опыт деятельности органов безопасности; – доступность. Правовоспитательные мероприятия должны проводиться с учетом образовательного и культурного уровня курсантов (слушателей), ярко, образно, доходчиво, эмоционально; – индивидуальный, дифференцированный подход. При осуществлении воспитательного воздействия необходимо учитывать пол, возраст, характер, темперамент, интересы, потребности, способности курсантов (слушателей) и другие их личные особенности; – непрерывность, систематичность и комплексность воздействия. Правовоспитательная информация должна поступать в определенной системе, последовательно и таким образом, чтобы всесторонне оказывать влияние наличность курсанта (слушателя) в целях формирования высокого уровня антикоррупционного правосознания. Воспитательное воздействие не должно быть случайным, стихийным, несогласованным и неупорядоченным; – разумное сочетание методов убеждения и принуждения; – использование возможностей коллектива. Каждый курсант (слушатель) входит в состав определенного воинского коллектива, который способен оказывать воспитательное воздействие на его членов. Должностные лица должны уметь располагать к себе коллектив и формировать в целом в нем обстановку нетерпимости к коррупции; – единство и взаимосвязь с другими видами воспитания. Правовое воспитание курсантов (слушателей) наряду с нравственным, политическим, патриотическим, трудовым, экологическим, экономическим и другими видами воспитания влияет на формирование и корректировку системы ценностей, определяющих жизненные приоритеты и правомерность поведения в области противодействия коррупции. Условно можно выделить следующие этапы правового воспитания (формирования правосознания): – накопление антикоррупционных правовых знаний и идей; – превращение накопленных знаний и идей в личные убеждения; – реализация личных убеждений в правомерном антикоррупционном поведении; – выработка активной жизненной позиции но осуществлению антикоррупционной деятельности, т.е. социально активного антикоррупционного поведения. Необходимо отметить, что для реализации цели правового воспитания необходимо достижение личного убеждения курсанта (слушателя) в правомерном антикоррупционном поведении. В Курганском пограничном институте ФСБ России разработана Концепция воспитательной работы в Институте, в основу которой положен комплексный подход к воспитанию и развитию личности курсанта на период обучения в Институте. Дополнительно проводятся Дни правовых знаний по разъяснению государственной политики в сфере противодействия коррупции. Курсанты ежегодно принимают участие в конкурсах студенческих работ и научно-практических конференциях, на которых рассматриваются вопросы противодействия коррупционным проявлениям. Так, в марте 2012 года в Институте была проведена межрегиональная научно-практическая конференция «Правовые аспекты судебной защиты интересов органов безопасности». В ходе выступлений были рассмотрены актуальные проблемы противодействия коррупции при поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг для государственных нужд. По результатам конференции материалы были обобщены и изданы в виде сборников научных статей для использования в учебно-воспитательном процессе Института и образовательных организаций ФСБ России. В апреле 2013 года проведена межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы повышения эффективности воспитательной работы в сфере профилактики коррупции в органах безопасности». В работе конференции приняли участие представители Управления кадров ФСБ России, Академии ФСБ России, Пограничной академии ФСБ России, Институтов ФСБ России г. Санкт-Петербург, г. Екатеринбург, г. Нижний Новгород, Московского и Голицынского пограничных институтов ФСБ России, органов безопасности, расположенных в Уральском и Сибирском федеральных округах. В ходе конференции были обсуждены актуальные проблемы правоприменения в органах федеральной службы безопасности законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере профилактики коррупции, вопросы реализации антикоррупционного правового воспитания военнослужащих пограничных органов, последствия несоблюдения требований анти-коррупционного законодательства сотрудниками органов ФСБ России, сущность коррупционных проявлений и их взаимосвязь с психологическими характеристиками личности; вопросы правового воспитания как основного направления по формированию антикоррупционного правосознания у сотрудников органов безопасности; организация взаимодействия воспитательных, кадровых, юридических и оперативных подразделений органов безопасности в сфере профилактики коррупции с различными категориями сотрудников органов безопасности и др. По итогам конференции была принята резолюция, в которой нашли отражение научные и практические рекомендации по совершенствованию воспитательной работы в органах безопасности в сфере профилактики коррупции. Хотелось бы отметить, что в работе конференций принимали активное участие курсанты Института. Курсанты и преподаватели принимают участие в конкурсе работ по правовой и антикоррупционной экспертизе региональных и муниципальных нормативных правовых актов, проводимом Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Курганской области. В целом результатом проводимой в Институте работы мы считаем наработку практического опыта по правовому воспитанию курсантов. Который в последующем может быть использован при разработке системы правового воспитания сотрудников органов безопасности с целью подготовки личности, обладающей достаточно высоким уровнем правовой культуры и антикоррупционного правосознания, наделенной знаниями о коррупции как негативном социальном явлении, ее вредных последствиях для личности, общества и государства, о содержании нормативных правовых актов по противодействию коррупции. |
|
||||