Александр Рогов, кандидат юридических наук,

Юлия Федотова, кандидат юридических наук

Пограничная безопасность как вид военной безопасности Российской Федерации

Пограничная безопасность как вид военной безопасности Российской Федерации

Военная безопасность как вид государственной безопасности по праву занимает одно из ведущих мест в системе национальной без-опасности. При этом многие ученые соглашаются с юридически закрепленным термином Военной доктрины Российской Федерации, в которой указано, что военная безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью противостоять ей.

Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащих быть верными Военной присяге, беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию, а значит, все органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, обязаны в этой части исполнять Военную доктрину РФ.

Целью обеспечения военной безопасности Российской Федерации являются:

- защита суверенитета России, государственной и территориальной целостности;

- предотвращение агрессии против России и ее союзников;

- обеспечение условий для развития государства;

- защита населения от международного терроризма, а в случае наступления военного времени – от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Военную безопасность можно разделить на дополнительные подвиды:

а) оборонная безопасность;

б) безопасность военно-промышленных комплексов; в) пограничная безопасность.

Пограничную безопасность многие ученые относят к отдельному виду национальной безопасности России, виду военной безопасности. Связано это со следующими факторами:

– государственная граница является объектом охраны Вооруженных сил РФ и иных органов;

– именно с государственной границы начинается вооруженное вторжение в государство;

– контрабанда оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других средств, которые могут быть использованы для осуществления диверсий, террористических актов, иных противоправных действий, происходит именно на государственной границе;

– обеспечение пограничной безопасности осуществляется пограничными органами, входящими в состав органов федеральной службы безопасности, которые также являются субъектами обеспечения военной безопасности, а сотрудники, участвующие в этом обеспечении, – военнослужащие.

Говоря про безопасность в пограничной сфере или пограничную безопасность, можно отметить, что в соответствии с Законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации» защита Государственной границы Российской Федерации — часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики, которая представляет собой совокупность мер политического, организационно-правового, дипломатического, экономического, оборонного, пограничного, разведывательного, контрразведывательного, оперативно-розыскного, таможенного, природоохранного, санитарно-эпидемиологического, экологического и иного характера, осуществляемых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях прогнозирования, выявления, локализации и ликвидации внутренних и внешних угроз безопасности Российской Федерации и обеспечения ее интересов в пограничной сфере.

При этом такой элемент пограничной безопасности, как охрана Государственной границы Российской Федерации, является составной частью защиты Государственной границы Российской Федерации, она представляет собой комплекс пограничных мер, осуществляемых пограничными органами федеральной службы безопасности в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации, предназначенных для недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу, борьбы с разведывательно-подрывной деятельностью спецслужб иностранных государств против России, задержания нарушителей границы, пресечения попыток незаконного перемещения через государственную границу средств, которые могут быть использованы для террористической деятельности, наркотических средств, товаров и грузов, а также проникновения нелегальных мигрантов.

Основу пограничной безопасности государства составляет пограничная политика, включающая в себя правовое регулирование, а также учет угроз и факторов безопасности в пограничной сфере.

Основными угрозами интересам и безопасности Российской Федерации в пограничной сфере являются наличие и возможная эскалация вооруженных конфликтов вблизи ее государственной границы, незавершенность международно-правового оформления Государственной границы Российской Федерации с отдельными сопредельными государствами, деятельность международных террористических и экстремистских организаций по переброске на российскую территорию своих эмиссаров, средств террора и организации диверсий, а также активизация деятельности трансграничных преступных групп по незаконному перемещению через Государственную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ, товаров и грузов, водных биологических ресурсов, других материальных и культурных ценностей, организация каналов незаконной миграции.

Угрозами пограничной безопасности Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации являются:

– международный терроризм, различные проявления экстремизма, этнического и регионального сепаратизма;

– наличие региональных вооруженных конфликтов вблизи внешних границ Таможенного союза;

– контрабанда наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

– контрабанда товаров и грузов, расхищение национальных богатств, правонарушения во внешнеэкономической деятельности;

– незаконная миграция.